На минувшей неделе правительство вновь подтянуло гайки импортозамещения, почти втрое расширив «черный список» зарубежных медизделий, подпадающих под ограничения на госзакупках.
И снова «третий лишний»
Премьер–министр Дмитрий Медведев подписал постановление от 30 ноября 2016 года №1268 о расширении списка зарубежных медицинских изделий, подпадающих под ограничения на госзакупках. Документ вносит дополнения в постановление от 5 февраля 2015 года № 102, получившему в профессиональном сообществе название «третий лишний». Согласно этому постановлению, иностранные поставщики не могут участвовать в торгах на получение контракта, если на конкурс поступит хотя бы две заявки от отечественных производителей. При этом ограничения не касаются производителей Армении, Белоруссии и Казахстана. Качество продукции в этом случае роли не играет — только место производства.
Изначально ограничительный перечень состоял из 46 категорий импортных медицинских изделий. Сейчас их число увеличивается почти втрое – до 128 позиций. В подготовленный Минпромторгом перечень вошли как простые расходные материалы (бинты, тампоны, защитные маски), так и высокотехнологичное оборудование (некоторые виды томографов, рентгендиагностические комплексы, инкубаторы интенсивной терапии для новорожденных, дефибрилляторы). Кроме того, в «черный список» попали антисептики, глюкометры, грудные силиконовые импланты, флюорографы, электрокардиографы, медицинская одежда, аппараты УЗИ, хирургические и стоматологические инструменты, стерилизаторы, технические средства реабилитации инвалидов и другая продукция, которая, по мнению Минпромторга, в достаточном количестве производится в России и странах ЕАЭС. Как отмечается на сайте правительства, такое решение «будет способствовать развитию отечественного производства медицинских изделий».
Медицинские изделия зарубежного производства, которые Россия пока не может обеспечить населению самостоятельно, не вошли в перечень, ограничивающий госзакупки, успокаивает глава Минздрава Вероника Скворцова. По ее словам, появление правила «третий лишний» стимулировало развитие отечественного производства и уже увеличило долю используемых отечественных приборов с 18% до 35%. «Российские производители сегодня способны обеспечить более 70% потребности страны в медтехнике, и их поддержка со стороны правительства может оказаться вполне своевременной», – считает и глава фонда независимого мониторинга «Здоровье», член Общественной палаты РФ Эдуард Гаврилов.
В пациентских организациях в этом не уверены. Как считают в Лиге пациентов, столь серьезные шаги не должны предприниматься без серьезной экспертизы, которая бы доказала, что у российских производителей достаточно производственных мощностей для удовлетворения потребностей системы здравоохранения, а сама их продукция не уступает по качеству импортной. По словам президента Лиги пациентов Александра Саверского, сегодня в открытом доступе нет информации об объемах производства, качестве и наличии гарантийного и постгарантийного обслуживания изделий, которые предполагается импортозаместить. И составить представление, насколько эти позиции будут адекватно закрыты нашими производителями, невозможно.
«Озаботившийся российским производителем Минпромторг почему–то не беспокоится об отечественном пациенте, рискующем остаться без медицинской помощи, – отмечает Саверский. – А кроме того, у нас в этой сфере существует рынок. И сейчас Минпромторг режет на корню все нормы антимонопольного регулирования, направленные на улучшение конкурентной среды. Я сторонник отечественных производителей, но если будет убрана конкуренция, они превратятся в монополистов и станут диктовать Минздраву, что и почем покупать».
«Майские указы» будут скорректированы
Правительство признало, что не может найти средств на обещанное президентом повышение зарплат медработникам в рамках «майских указов» 2012 года. В Госдуме одобрили поправки в проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), согласно которым оплата труда медработников в 2017 году будет расти медленнее, чем предполагалось. Депутаты согласились с предложением Минфина притормозить темпы повышения зарплат в отрасли с запланированных 10,6% до 5,4%. Освободившиеся в результате «обратного трансфера» 76 млрд рублей, которые должны были пойти на повышение зарплат, останутся в резерве ФФОМС.
«Если мы выполним майские указы, то 90–95% всех расходов в здравоохранении должно пойти на заработную плату и сопутствующие расходы, – считает Стародубов. – Если ассигнования на остальные статьи бюджета не будут адекватно повышены, в системе останется мизерное количество денег, что приведет к тому, что обеспечение медикаментами, расходными материалами, медицинской техникой будет очень сильно страдать».
Возможно, от выполнения майских указов придется отказаться. И в любом случае, объем импорта препаратов прогнозируемо снизится, а средств госбюджета хватит только на закупку российских аналогов.