Каким станет рынок переработки пластмасс, если стоимость полимеров снизится на 30-50% в течение 3, 5, 7 лет? Такой вопрос 3 апреля 2017 года поставит перед делегатами конгресса Михаил Левинбук, председатель комитета по нефтехимии Ассоциации нефтепеработчиков и нефтехимиков. Описание предстоящей сланцевой революции с расчетами стоимости нефти были сделаны М. Левинбуком за несколько лет до обрушения нефтяного рынка в 2014 году и оправдываются шаг за шагом. На очереди – новая автомобильная революция, которая в очередной раз поменяет структуру мировой экономики.
Свыше 50% добываемой в мире нефти перерабатывается в моторное топливо. Снижение доли двигателей внутреннего сгорания (ДВС) в автомобильном транспорте (а впоследствии и полный отказ от ДВС в развитых странах) отразится на нефтяной промышленности в сторону существенного уменьшения добычи и потребления сырой нефти. Эти изменения также приведут к значительному сокращению числа рабочих мест в нефтедобыче и первичной нефтепереработке, но с перспективой существенного роста числа рабочих мест в сфере получения сырья и продуктов нефтехимии на действующих НПЗ.
Уже в перспективе 2-3 лет понадобится пересмотр структурных схем действующих НПЗ с возможностью увеличения производства сырья нефтехимии – из-за ожидаемого снижения спроса на моторные топлива и одновременного роста предложения нефти на мировом рынке.
Увеличить выход продуктов, используемых в качестве сырья нефтехимии, позволит применение процесса жидкого каталитического крекинга (FCC) и разработанных на его основе процессов глубокого каталитического крекинга (DCC) и каталитического пиролиза (CPP). Так, DCC дает самый высокий выход пропилена (15–20% масс.) в зависимости от вида сырья и операционных условий.
Следует отметить, что ситуация в России с наличием собственных технологий в нефтепереработке более приемлемая, чем в нефтехимии. В нефтехимической промышленности все еще преобладают зарубежные технологии и катализаторы, что ставит под угрозу перспективы опережающего развития отрасли. Поэтому весь научный потенциал должен быть направлен на импортозамещение западных технологий в области нефтехимии.
Развитие нефтехимии в России и максимальное использование потенциала нефтеперерабатывающего комплекса возможно достичь за счет их интеграции. Интегрированные комплексы позволяют повысить рентабельность активов посредством снижения эксплуатационных расходов и гибкости использования сырья. Мировой опыт показывает, что синергетический эффект от интеграции нефтехимического и нефтеперерабатывающего комплекса дает экономию в сотни миллионов долларов в год.
Сегодня все крупные интеграционные проекты строятся преимущественно в странах Персидского залива и направлены не на производство моторных топлив, а на сырье и продукты нефтехимии.
Перераспределение нефтеперерабатывающих мощностей в сторону нефтехимии во всем мире и, в частности, в России – окажет самое серьезное влияние на рынок полимеров, т.к. объемы сырья значительно возрастут, а стоимость сырья снизится.
Предстоящую перестройку всей системы нефтепереработки обосновывают следующие факты и прогнозы.
Строительство электрозарядных станций в мире растет с геометрической прогрессией. Например, компания Tesla Motors с февраля 2013 года по сентябрь 2015 года увеличила количество источников для подзарядки электромобилей с 69 до 1346 шт. Подобные станции активно устанавливают автогиганты Ford, Nissan, GM и другие.
По предварительным расчетам Международного энергетического агентства (IEA), проведенным в 2011 году, доля легковых автомобилей с ДВС на мировом рынке в 2050 году составит не более 10%. По тем же расчетам спад продаж автомобилей с ДВС начнется после 2020 года и в это же время, соответственно, начнется существенный рост продаж альтернативных авто с различными конфигурациями двигателей. В каких конкретно странах останутся доминировать автомобили на моторном топливе, спрогнозировать сейчас сложно, но, скорее всего, это будут страны с неразвитой экономикой и отсутствием господдержки для альтернативного транспорта.
За последние 5 лет цена 1 кВт · ч литий-ионныбатарей упала на 65%, до $350. По данным Bloomberg New Energy Finance, цена кВт · ч может снизиться до $120 к 2030 году с дальнейшим снижением цен.
Правительство Германии обратилось к руководству ЕС с инициативой запретить к 2030 году продажу на территории ЕС авто с ДВС как экологически опасных объектов транспорта. В Голландии и Норвегии планируют ввести такие ограничения к 2025 году. В США потребление и динамика перехода к альтернативным видам транспорта кратно быстрее, чем в ЕС. В перспективе 10 лет 50% добываемой в мире нефти могут стать профицитными, если только избытки нефти не заберет нефтехимия. Но и нефтехимия все более ориентируется на другое сырье – газовое.
Описанные выше перспективы развития альтернативного транспорта могут стать плачевными для экономики государств, зависящих от экспорта нефти, и для крупных нефтяных проектов.
«Новая автомобильная революция» станет болезненной для тех, кто не готов к подобного рода технологическим вызовам. Самое главное, что данные преобразования будут иметь необратимый характер, а их итогом станет кардинальное изменение мировой нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.
В настоящее время в Минэнерго России разработан и представлен для обсуждения в отрасли проект Энергетической стратегии России на период до 2035 года (далее – ЭС-2035).
В качестве условий выполнения целевых показателей названы:
• сохранение объема добычи сырой нефти на весь период действия Энергетической стратегии (в том числе за счет роста добычи трудноизвлекаемой нефти);
• рост экспорта сырой нефти;
• снижение объемов переработки нефти;
• увеличение глубины переработки нефти за счет ввода в эксплуатацию новых установок по облагораживанию вторичных углеводородов;
• сохранение или увеличение производства моторных топлив.
Тем временем, ни одно из этих условий не является выполнимым на текущем этапе развития экономики.