Компания SpaceX анонсировала планы первого туристического полета вокруг Луны на корабле с 3D-печатными двигателями.
С финансами проблем не будет. Как заявил Илон Маск, в SpaceX обратились два обеспеченных клиента, предложивших солидный аванс. Сам полет будет максимально простым из соображений безопасности: корабль не будет прилуняться или даже занимать лунную орбиту. Вместо этого капсула с двумя пассажирами обогнет естественный спутник на полной скорости и выйдет на обратный курс. Такая схема, называемая «траекторией свободного возврата», не требует дополнительного включения маршевых двигателей, значительно снижая риск аварии.
По приближении к Земле аппарату предстоит пережить вход в атмосферу, а затем совершить посадку. Интересная особенность космического корабля Dragon V2, именуемого в пилотируемой версии «Crew Dragon», состоит в бортовых аварийно-посадочных двигателях. Если капсулы «Союз» для торможения и посадки используют парашюты, то «Дракон» спроектирован с расчетом на управляемую посадку на реактивной тяге с помощью миниатюрных 3D-печатных двигателей. Эти же двигатели в случае аварии при взлете играют роль аварийно-спасательной системы, тогда как на других аппаратах традиционно используются (или использовались) специальные штанги, отстреливаемые после взлета и сами по себе создающие хоть и небольшую, но все же угрозу столкновения. Впрочем, для полной безопасности во время посадки двигатели на «Драконе» все же дублируются парашютами.
Маск, как и его не менее амбициозный конкурент Джефф Безос, вовсю использует аддитивные технологии, причем не только для печати памятных безделушек или внутренней отделки аппаратов, но и ключевых рабочих систем вплоть до крыльчаток ракетных турбонасосов и камер сгорания. Пилотируемый корабль Dragon V2 впервые был продемонстрирован широкой публике в июне 2014 года. Аварийно-посадочные двигатели аппарата, получившие название «SuperDraco», широко используют 3D-печатные детали из жаропрочных никель-хромовых сплавов Inconel, изготавливаемые на 3D-принтерах производства немецкой компании EOS. «Формирование всех охлаждающих каналов, форсунок и механизма управления тягой было нелегкой задачей ввиду сложности дизайна. Ключевым фактором при создании двигателей SuperDraco стала реализация 3D-печати высокопрочными сплавами», – пояснял Маск во время презентации.
Перед полетом к Луне новому «дракоше» предстоит пройти ряд летных испытаний. До конца текущего года планируется осуществить первый полет пилотируемой версии и стыковку с Международной космической станцией в автоматическом режиме и без экипажа. Во втором квартале следующего года планируется уже первый пилотируемый полет к МКС. В промежутках будут осуществляться полеты грузовой версии аппарата. Если все пройдет успешно, то первый полет лунных туристов может состояться уже к концу 2018 года.